Женские прически и головные уборы
У восточных славян прически и головные уборы девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой. Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.
Древнейшей девичьей прической у восточны славян были, ВИДИхМО, распущенные волосы, о чем свидетельствует ряд данных. Рисунок заглавной буквы Евангелия XIII в. изображает девушку с распущенными волосами и в чёлке — девичьем венце. Гравюры Мейерберга XVII в. представляют с той же прической московских девушек, а рисунок Ригельмана 1786 г.— украинскую крестьянскую девушку. П. С. Ефименко отмечает, что девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.
Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.
С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой (что у украинок называлось до лисіни). Заплетание волос в одну или две косы — видимо, более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»); украинки чаще носили две косы. Кое-где на Украине (в западной ее части) отмечен обычай заплетания волос в несколько кос (в дрібници, дрібушки). Обычно косы плетут в три пряди. Плетение косы в четыре-семь прядок (писаная коса, бесчисленница) было в обычае у южных великорусок. В косу вплетали косники (рус.), кісники (укр.) в виде ленты, шнура, полоски ткани (часто кумача, иногда укрепленного на колечке) или кисточки — гарусной, мишурной, а у южных великорусок чаще из бисера (. Русские косники, хранящиеся в музейных коллекциях, представляют собой украшения разнообразной формы из ткани, иногда на твердой основе, плоские в виде сердечка, розетки, с золотым шитьем, а иногда дешевыми камнями и бусами.
Древние девичьи головные повязки, найденные в славянских курганах Поднепровья, сделаны из ткани или шнура с нанизанными стеклянными, металлическими бусинами или пластинками. В Киеве найдены были богатые девичьи диадемы XII—XIII вв. из золотых и серебряных пластин, иногда покрытых эмалью. Верх такого металлического девичьего венца имел замысловатые фигуры в виде «зубцов», «теремов» и другие, а по нижнему краю шли низаная жемчугом «поднизь» (спереди), «рясы» (у ушей), «косник» (сзади), Такой «венец с городы», «венец теремчат о десяти верхехъ» завещал князь Михаил Андреевич Верейский своей дочери в 1486 г.
Общеславянское название девичьего венца — чело, чёлка. В русских памятниках чело впервые упоминается в духовном завещании Ивана Даниловича Калиты в 1328 г.; «перевязка», «перевязь», «венец» встречаются в документах XV—XVII вв.
Девичий убор в народном быту в XVIII—XX вв., как известно по этнографическим данным, имел ту же основную форму, что и в древности. Кроме сохранившихся у всех восточных славян общеславянских терминов — венок (вінок, вянбк), перевязка, чело, чільце, почёлок, есть и другие названия: у северных великорусов его называют головодец, коруна, грибкй, голошйнка, рефёть, рефйль, красная красота и другие; у южных великорусов также — тканка, а у всех великорусов (повидимому, более позднее) —лента; у украинцев также — лубок, намітка (последний термин есть и у белорусов). Старинный девичий головной убор в виде венца или ленты со второй половины XIX в. Стали заменять платком. Однако как праздничный (на гулянье, в хоровод) и свадебный головной убор он сохранялся местами еще в начале XX в.) Можно выделить несколько групп такого рода девичьих головных уборов:
1. Полоса ткани, идущая по лбу и завязанная сзади или спереди:
а) Полотнище холста с узорными концами у украинцев и белорусов (намитка, или намётка), сложенное в 4—6 раз; у русских сохранялось в XX в. только в Брянской и Орловской областях.
б) Перевязка, тканка, почёлок, лента — полоса ткани, иногда вышитая золотом, большей частью широкий позумент, парча с бисерной и жемчужной поднизью,— например почелок Архангельской и Вологодской областей. Эту полосу ткани делали па подкладке и с широкими шелковыми завязками.
Сюда же следует отнести девичьи повязки из платка, например под- пластик у южных великорусов: из платка и поднизей — бисерной бахромы с Селезневыми «кудрями». В Архангельской обл. в конце XIX в. девушки повязывали платок таким образом, что концы его торчали надо лбом, напоминая рога, а верх головы оставался открытым.
2. Обруч с твердой основой из луба, коры, картона. У южных великорусов:
а) налдбень из луба, обтянутый тканью, с нашитым бисером и бусами;
б) венок — с лубяным остовом, обернутым шелковым платком с нашитым стеклярусом и бусинами;
в) лентка с ковылем (Пензенская обл.) в виде маленького обруча, который носили на темени с пучком ковыля спереди и лентами сзади и т. д.;
г) у северных великорусов перевязка (Архангельская область) — плоский обруч из бересты или картона, обтянутый кумачом или шелком и спереди украшенный жемчугом или бисером;
д) у белорусов вянок — обруч из луба или бересты, обернутый тканью; в праздники и как убор невесты этот обруч украшали живыми или искусственными цветами;
е) у украинок лубок, корабуля (Подольская обл.), капілюшня (Черновицкая обл.) — высокий картонный обруч, обтянутый тканью и украшенный полосками узора из бисера и искусственных цветов;
ж) девичий убор в виде узкого обруча, украшенный монетами, в Закарпатье.
3. Венец, коруна, чёлка — покрытый тканью полукруг из картона — праздничный и Свадебный головной убор девушек в Архангельской, Вологодской и.Новгородской губерниях; он напоминает по своей форме старинный венец «с городы» с узорной прорезью. Концы венца не смыкались друг с другом — к ним были пришиты ленты для завязывания сзади. Венец украшали жемчугом, цветными стеклышками, иод сквозные узоры подкладывали фольгу и пр.
У девушек из богатых крестьянских семей жемчуг на венце был настоящий, у остальных же — обычно поддельный. В песнях и причитаниях невесты Архангельской обл. упоминается «бусовая перевязочка», украшенная бусинами.
Головной убор с поднизью, ряской или рясами из жемчуга и разноцветных камушков называли рефетка, рефиль.
Термин «коруна» (от латинского corona) был известен в боярском быту XVI—XVII вв., так же как и рясы, рефедь, рефидь (или рафиль), обозначавшие низаные из жемчуга сетки. Однако форма девичьего венца, бытовавшего в среде господствующих классов того времени, являлась народной общеславянской.
4. Венки из искусственных или живых цветов и листьев; особенным богатством и разнообразием отличались такие венки украинцев и лишь частично были известны у южных великорусов и у белорусов. Свадебные венки украинок составляют из листьев барвинка с добавлением восковых или бумажных цветов, бисера, стекляруса, павлиньих перьев, украшений из сусального золота; сзади спускаются разноцветные ленты.
5. Искусственные косы — уплітки из длинных волокон конопляной кудели, обмотанные красным rapyfcoivr, гуцулки укладывали вокруг головы, иногда спуская их концы сзади. У плитки носили с венком или без него.
6. Налобники с металлическими подвесками — архаичная форма головного убора. Гуцульское чільце — налобник из проволоки с подвешенными к ней узкими пластинками, имеющими форму маленьких стручков или лепестков цветка, или из ремешка или шнурка с нанизанными на него пластинками из желтой меди, также в виде лепестка или трилистников. Подобные украшения находят в славянских курганах Поднепровья; известны они и у южных славян, где частично заменялись налобниками из монет.
Обычай украшать головные уборы окрашенными в яркие цвета птичьими перьями — петушиными, гусиными, индюшиными или натуральными Селезневыми и павлиньими — был распространен среди украинок и южных великорусок. В Подолии делали венки из птичьих перьев, окрашенных в зеленый, синий, желтый и красный цвета. Южновеликорусский убор, состоявший из полосы ткани или твердой лубяной основы в виде обруча, украшали разноцветными перьями. Праздничный убор девушек и молодаек (в Новосильско.м уезде Тульской губ.), сделанный из перьев, назывался крашоные перья. Перья укрепляли на толовном уборе или подтыкали и подклеивали под платок. В южновеликорусских областях девушки, кроме того, носили пушки — шарики из гусиного пуха. Иногда втыкали в головную повязку, платок или укрепляли на обруче пучки ковыл.
Iз девичьих головных уборах верх головы закрывался только в особых случаях: так, просватанная девушка в Архангельской обл. носила перевязку с натемником — кружком, прикрепленным к повязке и прикрывавшим волосы сверху; в Вологодской обл. еще в начале XX в. по праздникам просватанная девушка носила белый вязаный честный колпак
Девушки, не вышедшие замуж, до старости ходили с косой и не меняли головного убора. Женщин, родивших внебрачного ребенка, нередка заставляли менять прическу и головной убор: у белорусов в Гродненской губ., например, в середине XIX в. им запрещали носить косу, а украинцы называли их «покритками», так как они должны были закрывать свои волосы головным убором, как замужние женщины.
Замужние и девушки иногда носили один и тот же головной убор, но разными способами (например, намитку, полотенце, лубяной обруч). Иногда девичий головной убор оставался частью более сложного, закрывающего волосы головного убора замужних, — особенно как свадебный и в первые годы замужества.
Так, в Ветлужском крае повойник с твердым дном — самшуру — носили в первые годы замужества с девичьей лентой, повязанной по околышу; в Олонецкой губ. молодые женщины носили чёлку с бисерной или жемчужной поднизью вместе с бархатным вышитым повойником, закрывающим волосы. Головной убор замужней женщины в Подолье составляли чіпець и бавниця — обруч из красиво вышитой ткани.
Прически
Обычай закрывать волосы замужней женщины отмечен у славян в глубокой древности. Девушка ходила с непокрытой головой, но при избрании ее в жены ей накидывали на голову покрывало. Обычной прической восточнославянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога. Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая. В некоторых местах, например в б. Подольской губ. (Гайсинский уезд), плести косу женщине считалось большим грехом. Обычай этот известен и у русских. Так, например, П. С. Ефименко отметил, что в некоторых местах Архангельской губ. «женщины редко плетут косы». Собирание волос в пучок, который закручивали надо лбом, отмечено местами в Брянской области, а также у «тудовлян» — группы населения б. Ржевского уезда и жителей б. Осташковского уезда Тверской губ. и у белорусов Мо- зырщины. Этой прическе соответствовала особая форма головного убора. Обычай не плести косы замужним нужно считать очень древним, повиди.
У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью. Бритье и подстригание волос замужним женщинам были издавна известны также соседним с новгородцами ижорам и води. В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия; сверху надевали очипок. Обрядовое подстригание волос у невесты отражено в восточнославянских свадебных обычаях. У украинцев подстригание волос у новобрачной сохранялось в XIX— XX вв. Очень ярко этот обряд выражен в гуцульской свадьбе: жених своим «топорцем» отрубает конец невестиной косы. Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор; исключение составляют некоторые группы карпатских украинцев, у которых еще в XIX в. имелся обычай выпускать из-под головного убора два локона, иногда висевших до пояса. В Побуке (бойки) в праздник женщины распускали волосы, однако скрывали их под покрывалом.
Расплетание девичьей косы, причесывание «молодой», надевание женского головного убора — все это считалось существенными моментами восточнославянской свадьбы. Прощание невесты с косой :— с «вольной волей» составляло особый обряд.
Невеста ложилась спать с распущенными волосами, а утром, не заплетая волос, ехала к венцу. Заплетание двух кос и надевание женского головного убора совершалось после венчания, в церковной сторожке или в доме жениха. При заплетании кос сваха приговаривала: «Прощай, коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться!».
Ходить с непокрытой головой и даже «засветить волосом» — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором, грехом у всех восточных славян; «окосматить» же ее, т. е. сорвать насильно повойник или очипок,— обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в.
Как сообщает П С. Ефименко, женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие». Местами еще в XIX в. существовало поверье, по которому простоволосая женщина считалась колдуньей. У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина якобы «водиться не будет». «Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет»3. У украинцев в прошлом также имелось поверье, что если* замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой «потянет ее на чердак». По старым народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала «гнев божий»: неурожаи хлеба, болезни людей и скота. Таким образом, закрывание волос замужней женщины, возможно, имело в прошлом какую-то связь с религиозными представлениями, связанными с семейной обрядностью («дворовой» — также покровитель дома, семьи).
Вместе с тем женский головной убор стали связывать с представлением об ограничении воли женщины в замужестве, и он стал символом подчиненного ее положения в патриархальной семье. Об этом свидетельствуют слова, которые говорила сваха при обряде надевания кички: Скачум, скачум В вечный хомут.
Головные уборы замужних женщин можно подразделить на: полотен- чатые, кичкообразные, кокошники, повойники, чепцы, колпаки и шапки.
Полотенчатые головные уборы
Полотенчатый головной убор, в котором полотнище ткани является основой,— один из древнейших известных у восточных славян; упоминается он в ранних письменных памятниках под названием убрус. Термин этот сохраняется местами до настоящего времени у великорусов и некоторых групп украинцев для обозначения полотенца. Головной убор, обвивающий голову, проходящий под подбородком, со спущенным над правым плечом концом, изображен на древних миниатюрах и иконах. Убрусом повязана княгиня Ирина на миниатюре Трирской Псалтири (XI в.). Убрус делался преимущественно из белой ткани, как и современная наметка. В белом убрусе изображена княгиня Ольга на другой миниатюре, представляющей ее во время приема византийским императором. Но былиг убрусы и из цветной ткани. Покрывало из легкой цветной материи изображено на голове княгини Гертруды — матери Ярополка — на миниатюре Трирской Псалтири. «Полосатые восточные чадры стали очень рано, т. е. со времен арабской торговли, обычными в Византии, древней Руси... и также на Германском Западе» — пишет Н. П. Кондаков. Следует полагать, что убрус, убрусец в то время был и народным головным убором.
Наметку или убрус можно видеть на изображениях женщин на иконах XVII в. (экспонаты Музея народного искусства в г. Львове), на украинской поселянке XVIII в. (рисунки в книге А. Ригельмана.
Белый полотенчатый головной убор имел распространение не только у восточных, но и у южных и западных славян. Одно из названий этого убора является общеславянским: украинское—намітка, перемітка, на- мітец; белорусское — наметка, намётка, обмётка; польское — namioteky namiotka; болгарское — обметка.
Имеются и другие названия: у украинцев—серпанок, обрус, рантух, нахрам, півка, пелена и др.; у белорусов — повойник; у русских — ширинка, подшйрье, сарпанка, гомылька, фата, убрус.
Головное полотенце восточных славян изготовлялось из обычной хол- щевой ткани с вышитыми и затканными концами или из кисеи, льняной материи редкого тканья с затканными красной бумагой концами (главным образом у украинцев и белорусов), редко—из полосатой ткани (например, сарпанка у русских Брянской обл.). Вопрос о распространении термина «сарпанка», «серпанок» нуждается в изучении.
У русских убрус (полотенце, ширинка) составлял обычно лишь дополнительную, верхнюю часть сложного убора. В описи крестьянского имущества XVII в. перечисляются убрус, «очелья убрусные» и «сороки убрус- ные», «ширинки... накищены красным шелком» наряду с кокошником.
В описании венчания царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой говорится о том, что ей «голову зачесали и на государыню кику и покров положили и покрыли убрусом; а убрус был унизан жемчугом с дробницами золотыми».
Полотенце составляло основную часть сложного головного убора лишь у немногих групп великорусов (Брянская, Орловская, Смоленская области, а местами — у старух Калининской и Тульской областей).
По этнографическим данным XIX—XX вв., в Белоруссии наметка была почти единственным типом старинного головного убора. Способы повязывания ее там очень разнообразны. Иногда оба конца завязываются сзади, иногда — надо лбом или по бокам или один конец проходит под подбородком (последний способ встречается и на Украине, а также у поляков и в восточной Литве).
Наметку носили большей частью с твердой основой в виде лубяного обруча, на который надевали чепец из нитяной сетки или легкой материи. Твердая основа называлась: у украинцев — кибалка, гибалка, хомдвкаухдмля; у белорусов — кибалка, лямец, тканица, Капица; у русских — кйч- ка, рога, колотовка, котелка, кибола.
Иногда обруч делали из других материалов: например, у белорусов — из жгута льняной кудели, который обтягивали тканью (откуда название— тканица). Тканицу спереди украшали позументом; носили ее с чепцом и наметкой, позднее — под платком. Нередко обруч и чепец скрепляли между собой при изготовлении. Белорусский лямец из лубяного обруча сверху обтягивали сеткой или редкой тканью.
У украинцев западных областей «чепци», по наименованию примыкающие к другому типу головных уборов, по форме являются разновидностью кибалки. «Чепець» западных областей Украины состоит из небольшого обруча из луба, обтянутого тканью, а сверху покрытого сеткой; сзади спускаются ленты. Иногда обруч делали значительно меньше окружности головы, к нему кругом пришивали ткань, которая облегала голову в виде чепца и спускалась сзади длинными концами.
Платок тйкже может быть отнесен к древнему типу полотенчатых головных уборов. Его носили отдельно, или же он входил составной частью в некоторые сложные головные уборы.
В XIX — начале XX в. платеж, обычно из фабричной ткани, реже — из домотканной, постепенно вытеснял все остальные головные уборы.
У великорусов прямоугольный платок, плат называется также гумуль- ка, а разрезанный по диагонали — косынка, косок, косячёк; у украинцев — хустка, фустка, пиримітка у белорусов — также хустка. Особенно распространены были белые платки, но носили также и яркие или темных цветов, в зависимости от возраста женщины. Красные платки носили обычно молодые. В одной украинской песне молодая женщина сетует на те ограничения, которых требует ее положение замужней, что для нее отождествляется с ношением чепца и красной хустки:
Каби мене не чепец, не червона хустка,
Я бы собе погуляла, як на воле гуска.
Хустка у белорусок нередко была сшита из холста, заткана красной нитью, или окаймлена полосой вышивки, а иногда бахромой.
У русскиїх платки и косынки были очень разнообразны. Так, например, в Великоуетюжсіком районе Вологодской обл. косынки изготовляли ив холста, домотканной пестряди; края косынки украшали тканым узором и кумачовой оборкой. В Верхнем Поволжье (Костромская, Горьковская и другие области) были распространены шелковые платки или косынки — головки (красною, голубого, но чаще темного — черного или коричневого цвета), расшитые золотой или серебряной нитью, с орнаментом в виде листьев, веток, бутонов и цветов. Носили их в деревне и в городе (мещанки) в праздники и дни семейных торжеств. Своеобразный «золотой плат» носили в конце XIX в. в Каргопольском уезде Олонецкой губ.; шили его из белой бумажной ткани и один из углов расшивали золотом и серебром (бигью, канителью и пр.) довольно крупным растительным узором, по краю нередко вышивали имя, отчество и фамилию владелицы. Изготовляли их особые мастерицы из местных жительниц. Носили «золотой плат» преимущественно молодые женщины, надевая его сверху кокошника только в большие праздники или на свадьбу. Чем богаче была владелица, тем обильнее был расшит «плат»; бедные часто его совсем не имели. Больше же всего носили фабричные платки из ситца, шерсти, шелка, но нередко украшали их дополнительно бахромой из гаруса по углам или по всему краю или кистями (кищёнки).
Способы ношения платка разнообразны. Один из древних способов — набрасывание платка на голову, не повязывая его, в накидку,— долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. На гравюре Олеария, изображающей похороны в Московской Руси, женщины, сопровождающие покойника, представлены в платках, наброшенных на голову. В Архангельской губ. перед венцом, после благословения, жених набрасывал невесте на голову платок (гумульку) так, что закрывал ей лицо. Женщины пели:
Пала гумулька На буйную голову.
Ее дождичком не смочит И ветерком не сдует:
В гумульке невеста стояла под венцом. После венца ей заплетали две косы и надевали повойник с косынкой. Внакидку носят обычно тяжелую шерстяную шаль, перегнутую пополам или по диагонали, и в настоящее время, отправляясь в дорогу в зимнее или ненастное время, но поверх повязанного обычным способом легкого ситцевого или вязаного платка.
Платок повязывал» на голову на покромку, т. е. в развернутом вид, или косяком — сложенным по диагонали. Концы скрепляли при помощи булавки —• на притычку или завязывали — на узелок.
Существует три способа завязывания платка концами назад: а) платок складывается треугольником и обрамляет лицо, проходит под подбородком и вокруг шеи и концами завязывается сзади; б) обвивая голову, завязывается концами сзади, сверху заднего косячка или же под ним;
в) платок, свернутый жгутом, повязывается по очелью головного убора (повойника) и завязывается концами сзади.
При завязывании платка концами вперед: а) платок, сложенный треугольником, или косынка обвивает голову и завязывается спереди надо лбом; б) или завязывается под подбородком; в) надевается в развернутом виде на голову и скалывается под подбородком.
Второй способ — наиболее распространен у всех трех восточнославянских народов в настоящее время. Последний способ был наиболее распространен до XX в. в Поволжье, особенно у старообрядок Нижегородской, Костромской, а также Владимирской губернии, под названием «по-богородицкому», «на покромку».
У всех восточнославянских народов, в особенности у белорусов, известен способ повязывать голову двумя платками, близкий к способу ношения намётки или намитки. Второй платок, сложенный узкой полосой, проходит под подбородком, вдоль щек кверху и завязывается на макушке поверх основного платка. Донские казачки, например, поверх шали повязывали знуздалку. У русских Алтая дополнительный платок называли подвязальникоМу в Воронежской обл.— подбородником, а в Тульской обл.— путам платок, т. е. по ушам. В последних двух областях его носили поверх кокошника или кички.
Из платка развился особый головной убор — повязка, наколка, сколка,— появившийся в мещанских городских слоях населения в XIX в. и проникший местами в деревню. Наколка состояла из платка или косынки, обернутой вокруг головы, с концами, завязанными спереди и сколотыми или сшитыми. Сколка, или наколка, в ряде мест заменила повойник, очипок: в отличие от последних ее носили без платка.
Обычай закрывать лицо не характерен для народного быта восточных славян и имел место лишь в свадебном обряде (накрытую платком невесту везли под венец; снимали его по возвращении из церкви в доме мужа). О закрывании лица, близком к восточному обычаю, имеются лишь единичные сведения, относящиеся, примерно, к середине XIX в.
А. Степанов в 1835 г. писал о Енисейской губ., что «мещанки и крестьянки, выходя со двора, имеют обычай закрывать лицо фатою, или накинутым на голову мужским халатом». Горожанки Сольвычегод- -ска и «зажиточные молодые женщины» Самарской губ. фатою закрывали часть лица.
Платки, шарфы употребляли не только как головное покрывало, но и для прикрывания шеи и плеч. Шейные платки носили мужчины; в Белоруссии в старину на шею повязывали продолговатый кусок холщевой ткани с узорчатыми концами. Шейный платок из фабричной ткани — хустка (укр., белор.), косынка (рус.) и вязаный шарф вошли в употребление в начале XX в. Платки на плечах носили женщины. На Пинеге, чтобы показать свой достаток, девушки, идя на гулянье, в хороводы, надевали на плечи от трех до десяти шелковых и гарусных платков, сложенных клином, причем вниз надевали самый большой, а поверх — самый маленький, чтобы все платки были видны.
Кичкообразные головные уборы
Кичкообразные сложные головные уборы с твердой основой были наиболее характерны для великорусов.
Термин кичка употреблялся: 1) для обозначения нижней части головного убора из холста, с твердой основой; 2) для всего головного убора в целом, который состоял нередко «из большого количества, от 8 до 14, -отдельных частей», достигая более чем 7 кг весом '. Название сорока обозначало: 1) верхнюю нарядную часть, надетую на кичку; 2) весь головной убор в целом. . .
Основные части этого сложного убора:
а) собственно кичка, или волосник (надетый непосредственно на волосы), состоящая из передней твердой части — луба, бересты, простеганной или проклеенной ткани и из куска холста, облегающего голову и стянутого шнурком.
б) Позатыльник, позатылень из ткани, который повязывается на кичку и закрывает волосы сзади. В нем различаются две части: основная часть — колодочка и боковые лопасти — заушники, к которым пришивается тесьма для привязывания позатыльника к голове. Южновеликорусские позатыльники обильно украшены бисером. К колодочке прикрепляется узорная поднизь из разноцветного бисера, спускающаяся на плечи и спину. Северновеликорусский позатыль- ник чаще представляет собой кусок ткани, вышитый золотой нитью, иногда с короткой поднизью из бисера (длиной 2- 10 см).
в) Сорока — верхняя часть убора, обычно из холста, большей частью покрытого кумачом. Покрой сороки более или менее точно соответствует форме кичіки, иногда представляя как бы чехол для рогов обычно сорока сшивалась из двух кусков ткани — прямоугольного или с закругленными углами, составляющего заднюю часть, и продолговатого, составляющего перед и боковые части, к которым пришиты завязки. Перед сороки, обычно вышитый, называется очелье, боковые части — крылья, задняя часть — хвост, озадок. Изредка встречались сороки, состоящие из двух несшитых кусков ткани.
В с. Мелихове Касимовского у. Рязанской губ. «старушечья» «горевая» холщевая сорока состояла из квадрата белого холста, накладываемого на верхнюю часть головы, и продолговатого куска такого же холста, который повязывали по очелью и завязыва’ли концами сзади. Можно предположить, что эта сорока является наиболее старым типом. Дальнейшее развитие сороки представляет различное соединение этих кусков. Архаического типа сороки — ширинки, в виде куска холста с пришитыми по бокам завязками, найдены Н. И. Лебедевой в Рязанской обл. Иногда сорока, в которой крылья слились с донышком, называлась кокошником. Из слияния сороки с кичкой, т. е. с твердой основой, мог произойти собственно кокошник — не составной головной убор; однако не все типы русских кокошников генетически связаны с сорокой.
Сорока, как и понева, была признаком принадлежности женщины к той или другой группе селений или даже отдельному селению (что в прошлом могло быть связано и с родоплеменными отличиями). Сороки молодых замужних женщин, вдов, старух различались по количеству и характеру украшений и по расцветке.
В XIX — начале XX в. у русских Тверской губ. свадебная сорока — золотоломка имела на очелье золотошвейный узор, в промежутках которого нашивались блестки, а кругом — золотой позумент; верх сороки покрывали красным шелком. Такие сороки после свадьбы носили очень молодые женщины в самые большие праздники. Менее нарядная сорока молодой женщины также имела золотую вышивку и блестки, но покрывалась шерстяной фабричной тканью (кашемир новомодный), ситцем (францюз) или сатином (ластик). Будничные сороки молодых женщин не имели сплошной золотой вышивки, хотя их отделывали золотой нитью и блестками. Особую сороку носили после родов и в великий пост; вдовья сорока — «по горю» — обычно была белой. Пожилые женщины носили сороки менее яркие, менее украшенные, чем сороки молодых, а на сороках старух очелье только вышивалось сплошь шерстью; вышивка эта называлась плотнушкой в ней не оставалось просветов фона, где обычно нашивали блестки.
Название «сорока» пока не нашло еще полного объяснения, и вопрос требует дальнейшего изучения. В этнографической литературе высказывалось предположение о вероятной связи его с названием птицы —сороки, считавшейся оберегом. Некоторые черты этого головного убора, по мнению исследователей, отражают какую-то связь с птицей: название частей — «крылья», «хвост», иногда ношение с сорокой перьев различных птиц. Есть также предположение о связи термина «сорока» с пристегивающимся воротником рубахи, имевшим то же название, которое якобы потом и было перенесено на головной убор. Термин является славянским, так как упоминается в древнейших славянских письменных памятниках для обозначения рубахи (сорочка, срачица). Возможно, что сорока, являясь покровом кички, подобно тому, как рубаха являлась покровом для тела, поэтому и имела общее с последней название.
Кичкообразный головной убор, кроме трех основных частей, имеет много добавочных. В разных местностях носили: налобник — украшенную узкую полосу ткани с прикрепленными сзади завязками; височные украшения — бисерные снизки — вислюги украшения из птичьих перьев (павлиньих, Селезневых и пр.); крылышки по бокам, сшитые из ткани и разукрашенные тесьмой, бисером и т. п.; наушники — прямоугольники на твердой основе, обшитые тканью с позументом и бахромой из гаруса шарики из гусиного пуха — пушкщ кисти из шелковых нитей красного цвета, укрепленные на рогах черные шнуры — гайтаны, прикрепленные к головному убору и спущенные по спине. Поверх сороки повязывали покрывало - полотенце, ширинку, платок.
По форме твердой части различают кички: рогатые, лопатообразные, копытообразные, котелкообразные.
Рогатые головные уборы (рога, рожки, кичка, сорока) наиболее широко распространены у южных великорусов. У белорусов назывались рогами пучки льна, которые подкладывали под намётку, а у украинцев — два конца полотенца (намитки), торчащие спереди. Рогатый головной убор — галава, обнаруженный Н. И. Лебедевой, на Мозырщине, состоит из трех частей: 1) «галавы с рогами» — волосника из холста с твердой простеганной верхней частью; спереди возвышается плоскость, иногда с приподнятыми углами, образующими как бы рога 2) «налобника и чехла на рога» — верхней части убора из ткани и 3) «намётки» — полотнища из домотканной редкой материи.
Рогатые головные уборы, видимо, были связаны с какими-то очень древними представлениями и, возможно, являлись подражанием рогам животных. Эти головные уборы у восточных славян, несомненно, очень древнего происхождения, но, к сожалению, о них ничего не говорится в наших ранних письменных памятниках.
В летопись попадало мало сведений о народной одежде. Наличие двурогих головных уборов у древних славян подтверждается археологическими находками на территории б. Киевской губ.: некоторые глиняные женские фигурки имеют двурогие головные уборы. Памятники московского средневековья не указывают на рогатые головные уборы, хотя слово «кика» имеется уже в документе 1328 г.— в духовной грамоте князя Ивана Даниловича, где упомянуто «чело кичное». По «Домострою» по старинному свадебному «чину» полагалось на одном из блюд свадебного стола «положити кика; да положити под кикой подзатыльник, да подобрусник, да волосник, да покрывало...» К Однако какова форма этих «кик», остается неясным; можно лишь предполагать, что среди них были и рогатые.
В XIX в. местами духовенство и помещики вели борьбу против ношения рогатых головных уборов русскими крестьянками. Известны случаи, когда священник не пускал крестьянок в таких головных уборах в церковь, что заставляло тех заменять их безрогими кичками и платками. И, С. Тургенев в одном из своих рассказов упоминает, как один помещик запретил носить своим крепостным «безобразные и тяжелые» кички, велев заменить их кокошниками, но крестьянки носили последние все же сверх своих кичек.
Двурогие головные уборы были распространены преимущественно у южных великорусов в Тульской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Калужской, Орловской, Воронежской и лишь частично в Тверской, Владимирской и других губерниях. Донские казачки в середине XIX в. носили ярко выраженные двурогие головные уборы.
Рогатые головные уборы имеют глубокие корни в славянской народной среде Восточной Европы, что подтверждается как терминологией, так и ареалом их бытования. Здесь же обнаружен древнейший прототип сороки, состоящей из двух кусков ткани.
У лопатообразных кичек твердая передняя часть представляет вертикальный прямоугольник, у копытообразных она сделана в форме копыта. Н. И. Лебедева указывает, что на обследованной ею территории верховьев Оки и Десны лопатообразные и копытообразные кички нередко представляли позднейшую модификацию рогатых кичек Однако во многих местах никаких других кичек не знали. Копытообразная кичка в Олонецкой и Архангельской губерниях называлась копыто, сдериха; этот термин был перенесен и на весь головной убор в целом, вместе с сорокой.
Котелкообразные кички имеют в качестве твердой оснозы:
а) обруч из коры — «котелку», аналогичный кибалке, хбмле, хомовке (см.выше), или б) валик из льняной кудели, обшитый тканью. Этот обруч или валик представляет собой овал или полуовал; концы последнего иногда несколько приподняты и напоминают рога.
Котелкообразная твердая основа связана с сорокой лишь у великорусов, а у белорусов и украинцев— с полотенчатым головным убором. іКичка в виде полукруглой котелки, которую обшивали фабричной тканью, а поверх надевали полотенце, отмечена в Тульской губ. Подобный головной убор известен был в Брянской губ. под названием котелка. Его составляют следующие части: а) котелка — лубяной обруч,
б) верховка — вязаная сетка в виде колпочка, в)позатыльник из бисера,г) стеганец — прямоугольник из простеганного холста, привязываемый спереди котелки, что представляет своеобразное соединение лопатообразной кички с лубяным обручем, д) сорока, называемая привязкой. Части этого убора — котелка и верховка — общи с частями убора белорусов — лямцем и чепцом
Основой других котелкообразных кичек является круглый или полукруглый валик. Своеобразный головной убор уральских казачек.
Комплекс кичкообразного головного убора исчезал из быта не сразу, а постепенно. Иногда прежде всего исчезал позатыльник,— так было, например, в Архангельской, Тверской и Владимирской губерниях. Кичка чаще исчезала раньше сороки. В Брянской губ. имелся обычай у старух носить одну сороку без кички. В Тверской губ. местами еще в начале XX в. носили сороки, но без кичек. Наблюдалось и обратное явление, когда кичку, сшитую из кумача, носили без сороки.
Кокошники
Кокошники — головные уборы, в которых твердая основа и нарядный верх соединены в одно целое. Название происходит от древнего славянского слова «кокош», означавшего курицу-наседку и петуха. Наличие гребня в кокошнике считается одной из основных его черт. Другие названия этого головного убора — кокотка, кокуй, златоглав, головка, наклон- ник, наклонка (от наклонного положения гребня), капок, игеломок, ряска. Древность термина «кокошник», находка женского головного убора типа кокошника в погребении VII в. на территории Тамбовской обл., головные уборы, напоминающие кокошник на древних глиняных статуэтках, найденных на территории Киевщины,— все это говорит о большой древности кокошника в Восточной Европе. JI. Нидерле высказал предположение о византийском или татарском происхождении русских кокошников3; однако факты, отмеченные выше, явно местное происхождение кокошников из кйчкообразного головного убора и отсутствие подобных головных уборов у татар говорят, наоборот, в пользу возникновения кокошников на славянской почве.
В период расцвета Владимиро-Суздальской Руси, а затем образования Московского княжества и Российского централизованного государства кокошник вместе с другими частями одежды (сарафаном, шугаем) распространился среди северных и отчасти южных великорусов. К последним он проник главным образом в результате колонизации московских служилых людей в XVI—XVII вв., а частично как московская мода, преимущественно в городах. Однако и на периферии были центры, где создавались своеобразные формы кокошников: преимущественно города севера и частично юга (см. рис. 60). Кокошник в качестве женского головного убора упоминается в документах XVI—XVII вв. Из кратких описей («четыре кокошника золотых», «кокошник низаной, пять кокошников шитых с галунами и с канетелью по камкам и по атласу», «кокошник жемчюж- ный со ставками») и других документов 4 видно распространение кокошника в боярском быту и богатство его украшений. Есть сведения о наличии кокошника и у крестьянок в XVII в.; он упоминается в описях крестьянского имущества наряду с сорокой в качестве праздничного головного убора; в одной из ниїх описываются «два очелья новые кокошников, шиты по перевита нитми, местами шито золотом... кокошник дир- чатой».
Известные нам кокошники XVIII—XX вв. (которые носили в купеческой, мещанской и крестьянской среде) весьма разнообразны по форме и не могут быть сведены к какому-либо одному прототипу Можно выделить основные группы кокошников: гребенчатые, сорокообразные, с высокой лопастью надо лбом и повойникообразные.
Гребенчатые кокошники имеют один или два гребня в виде поперечного возвышения. Д. К. Зеленинсчитает, что одногребенчатый кокошник происходит из рогатой кички, рога которой соединены поперечной пластиной — князьком. Такие кички были известны у южных великорусов. Одногребенчатым типом кокошника является «златоглав» из Курской обл. (б. Грайворонокий уезд).
При наличии двух гребней, спереди и сзади, передний имеет округленный верх, а задний — прямоугольный. Кокошник этого типа носили в Курской обл. и в некоторых местах Орловской обл.; здесь он был известен под названием «шеломок». Встречался он также у южновеликорусских переселенцев в Харьковской и Днепропетровской областях. Эта разновидность кокошника связана морфологически с украинским седлообразным очипком, который известен только на востоке Украины, по соседству с территорией бытования русского двух гребенчатого кокошника. Следует отметить, что такой кокошник изображен на одной из женских глиняных фигур, найденных при раскопках в Киїевщине. Видимо, древний двухгребенчатый головной убор и явился прототипом русского двухгребенчатого кокошника и украинского очипка.
ОКокошники сорокообразные, генетически связанные с сорокой, представляют собой высокую 'твердую шапку, расшитую жемчугом или украшенную позументом. К йим относятся новгородская кика, которую носили также в северо-западной части Тверской губ., в г. Осташкове и его окрестностях под названием «головка». Верх и задняя часть этой головки представляют одно целое, крылья же плотно соединены с задней частью. С боков имеются лопасти, закрывающие уши; передний край украшает ряска — бисерная или жемчужная поднизь. Кокошник-«ря- ска», известный в южной части Осташковского уезда Тверской губ., имеет тулью той же формы, что и «головка», но уменьшенную так, что она покрывает лишь пучок, в который свернуты волосы на темени; более длинная ряска закрывает всю переднюю часть головы; сзади пришит позатыльник того же типа, который обычно носили с сорокой.
Кроме юга Осташковского уезда, он был распространен в Ржевском, Старицком, Зубцовоком уездах Тверской губ., а также в городах Твери и Торжке, как свидетельствуют фотография Н. Л. Шабельской и рисунки Ф. Г. Солнцева, изображающие подобный головной убор на горожанках. В середине XIX в. его носили горожанки; у крестьянок он был только свадебным убором. В 1880-х годах в городах он встречается уже редко. Кокошники с жемчужной ряской стоили до 10 тыс. руб.— значит носить его могли только очень богатые горожанки. Ряска из «полужемчуга» была значительно дешевле и ее носили крестьянки. В Осташковском уезде крестьянские свадебные кокошники XIX в. имели ряску из дешевого стекляруса. Кокошник Каргопольского уезда Олонецкой губ. генетически связан с местным головным убором — сдерихой-сорокой. Слияние копытообразной сдерихи с нарядной верхней частью — сорокой и составляет карго- польский кокошник. Перёд имеет характерный выступ, задняя и боковые части сороки слились с позатыльником и образовали как бы шапочку, облегающую голову. У каргопольского кокошника боковые лопасти называются уши; они имеются также на «головке» и головных уборах, бытовавших в прошлом в Вологодской, Курской и Харьковской областях. Уши (лопасти) характерны для женских меховых шапок XVI—XVII вв.
Кокошники южных губерний (Тамбовской, Воронежской, юга Рязанской и других) представляют собой твердый головной убор, сверху обшитый парчой и золотым позументом, близкий к «головке», но без ряс и без ушей. Они также, видимо, восходят к сороке и были принесены в южные области с переселением служилых людей.
Кокошники с вертикальной лопастью надо лбом, наверху заостренной или закругленной, несколько напоминающей нимб, были известны в б. Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Костромской, Казанской, Вятской, Пермской, Уфимской, Пензенской, Симбирской губерниях и кое-где в городах на юг и запад от Москвы (например, у калужских горожанок в XVIII в.). Видимо, этот тип кокошников имеется в виду в «Топографическом описании Владимирской губернии» (составленном в XVIII в.), в котором говорится, что «женщины носят ужасной величины кокошники в виде рога».
Этот головной убор был распространен на территории ВладимироСуздальской Руси, в местностях, прилегающих к Москве, преимущественно в городах (хотя в самой Москве он давно исчез), в Приуралье и в Поволжье, т. е. в районах преобладания владимиро-суздальской и московской колонизации.
В Верхнем Поволжье местами этот кокошник был островерхим. Так, например, узкие и высокие, с заостренным верхом кокошники конца
XVIII — начала XIX в., которые носили в среде костромского и ярославского купечества и мещанства, напоминают однорогие головные уборы; иногда же это были широкие кокошники, но также заостренные кверху, поражающие своими размерами, покрытые узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол, с бархатной (иногда расшитой золотом) задней частью. С кокошником надевались бисерные поднизи или налобники, которые закрывали лоб. Более низкие кокошники с закругленным верхом были распространены в прошлом во Владимирской, Нижегородской Вятской, Пензенской, Симбирскои гу- кокошнике (г. Ярославль, 1867 г.) берниях.
К группе однорогих головных уборов примыкает своеобразный псковский кокошник (известный в прошлом в городах Псков, Торопец, Великие Луки и их окрестностях). Очелье такого кокошника украшено шишками, по форме напоминающими сосновые, усаженными жемчугом (у богатых) или бисером (у бедных), что представляет большой архаизм. Они сходны с шишками на свадебном каравае; возможно, они имели то же значение, являясь символом плодородия.
Кокошник, близкий к повойнику или сборнику, но с твердой основой из бересты, картона или другого материала, был распространен на Севере. Кокошник-повойник представлял собой высокую твердую шапку, у которой передняя часть была несколько выше, чем задняя, с круглым дном, как и у повойника; шили его нередко из бархата и украшали вышивкой золотой нитью. С кокошником надевали! жемчужную или бисерную ряску — боры.
Кокошник-моршень, моршенёк, бытовавший на территории преобладания новгородского влияния (Архангельская, Олонецкая и Вологодская губернии),— не что иное, как нарядный сборник с тверодй основой и возвышающейся верхней частью в виде рога.
Кокошники не были, как правило, составными головными уборами, но и они иногда имели добавочные части — налобник, закрывавший лоб, а иногда и позатыльник из ткани, часто из парчевой, закрывавший волосы сзади. Были, впрочем, и составные кокошники.
В коллекции ГМЭ есть любопытные образцы старинных кокошников, заставляющие предполагать, что они происходят из сложных составных головных уборов. Среди них имеются редкие экземпляры псковского и костромского кокошников типа однорогого головного убора, являющихся составными: нарядный верх, сшитый из мягкой ткани, служит чехлом для своеобразной плоской, в виде усеченного треугольника, кички с твердой основой.
Крестьянский кокошник из Весьегонского уезда Тверской губ. также состоит из верхней мягкой матерчатой части — собственно «кокошника», холщевого волосника с твердой основой — «кички» и «позатыльника», украшенного бисером. Каргопольский кокошник образовался в результате слияния сдерихи, сороки и позатыльника. Сольвычегодский кокошник очень сходен по форме с мягким кокошником, входящим в комплекс самшуры-кички. Наличие кокошников — составных головных уборов — заставляет предполагать, что нарядный твердый собственно кокошник возник из местных народных кичкообразных головных уборов. Поэтому нет основания искать далекую «прародину» русских кокошников, как это делает А. Габерланд, рассматривающий женские рогатые головные уборы Восточной Европы как прямых потомков «фригийской шапки» и головных уборов древних троянок (упоминаемых у Гомера.
В отличие от сороки, которую шили преимущественно из домотканной материи и вышивали сами крестьянки, кокошник, обычно из покупной дорогой ткани — парчи, бархата, украшенный позументом, жемчугом или бусинами — имитацией жемчуга (бусовдй кокошник), изготовляли мастерицы-профессионалки, жившие в городах, крупных селах, иногда при монастырях. Так, например, крестьянки Севского уезда Орловской губ. покупали свои «златоглавы»(шитьем которых занимались монахини) на ярмарке под Курском.
Нарядный кокошник в крестьянском быту служил свадебным головным убором, который «молодая» продолжала носить в первые дни после свадьбы, а затем в первые годы замужества лишь в самые большие праздники (например, в Муромском уезде Владимирской губ., где в обычное время носили сороку; в Осташковском уезде Тверской губ. и в Карго- польском уезде Олонецкой губ.3). Наиболее бедные невесты, не имевшие
По материалам экспедиции автора. Этим отличались крестьянки от богатых горожанок, купчих, у которых кокошник, видимо, был повседневным убором. М. И. Семевский пишет: «В старые годы торопчанки [жительницы г. Торопца, Псковской губ.]
кокошника, принуждены были занимать его на время свадьбы; иногда только одна-две женщины в селе имели кокошник и давали его напрокат.
Любопытно отметить ношение парчевого кокошника в качестве свадебного и праздничного головного убора вместе с холщевой рубахой с прямыми поликами и сарафаном в среде рабочих нижне-тагильских заводов на Урале, еще в конце XIX в. сохранявших некоторые черты крестьянского быта.
Самшуры
Самьиура, шамшура, или сашмура, шашмура — головной убор, известный в XIX — начале XX в. только в северо-восточной части Европейской России — в Вятской, Пермской, Екатеринбургской, Вологодской, Архангельской губерниях; на севере Нижегородской и местами в Сибири. Основу самшуры составляет подковообразная или в виде круга твердая часть, что дает Д. К. Зеленину повод сближать ее с котелкообразными кичками, несмотря на ряд существенных различий.
Упоминание о «шамшуре» имеется в одном из документов начала XVII в.— в «Переписном списке рухляди» Никиты Строганова (1620 г.) — одного из крупных бояр, промышленника-колонизатора Приуралья. «Шамшура шита золотом по белой земле, очелье шито золотом и серебром».
Шамширом называется головной убор саамов; шамшурой — два вида головных уборов у коми-пермяков; самсури — кичка, носимая под сорокой у верхневолжских карел, переселившихся в Верхнее Поволжье в XVI—XVII вв. с северо-запада. Область распространения термина «сам- шура», а также неславянское происхождение этого слова (попытка произвести это название от глагола «морщить» не кажется убедительной), заставляют предполагать связь этого термина с названием головного убора у народов севера Восточной Европы.
Следует различать два вида самшуры у русских: с твердой затылочной частью и с твердой лобной частью. Первый вид, который был в По- ветлужье изучен С. П. Толстовым, назван им «собственно самшурой»4. Там самшура представляет род шапочки с круглым твердым дном и мягким околышем, облегающим лоб и виски и имеющим завязки сзади. В месте соединения околыша со дном подложен жгут, согнутый подковообразно. По околышу самшуру повязывали платком или девичьей лентой. К типу самшуры с твердым дном примыкает старинный убор женщин-старообрядок Верхотурского уезда Пермской губ.. А. Теплоухов описывает подобную же самшуру у русских Соликамского, Пермского, Оханского, Кунгурского уездов Пермской губ. Близость этих уборов к «шамшуре» соликамских коми-пермяков довольно велика (см. рис. у Теплоухова). Вместе с тем этот вид самшуры близок к русскому повойнику; в некоторых местах его называют «чепцом», если он вышит золотом. Второй вид самшуры с твердой лобной частью назван С. П. Толстовым «самшура-кичка» и представляет собой большей частью составной головной убор, в который входят: «шамшура» — во- лосник с твердой лобной частью (стеганой или с подложенной берестой); верхняя нарядная матерчатая часть, сшитая по форме кички — «кокошник», «кокошка»; «позатыльник» с бисерной поднизью. Такого же рода головной убор в Сольвычегодском уезде шили из кумача и носили в будни под платком. В праздник на него надевали нарядную верхнюю часть — кокошник из шелка, вышитый спереди золотом.
Общей чертой для всех разновидностей самшуры является наличие твердой части в виде круга или полукруга; в самшуре-кичке этот полукруг располагается вертикально или наклонно. Последнее, а также название частей — кичка, позатыльник — сближают русскую самшуру- кичку с сорокой-кичкой. Сороке соответствует мягкий кокошник, у которого боковые части сшиты с задней частью.
Самшура-кичка с позатыльником и кокошником перенесена переселенцами с северо-востока России в Сибирь, где она встречается у некоторых групп старожильческого населения. Выселение некоторых групп старообрядцев происходило в XVII в. в западные области, а в XVIII в.— в Сибирь; отсюда можно заключить, что к этому времени комплекс убора самшуры-кички уже сложился на северо-востоке России.
Таким образом, одни виды самшуры сближаются с женскими головными уборами коми-пермяков и саамов, а другие — с русскими кичкообразными головными уборами, кокошниками и повойниками.
Кроме того, можно отметить обозначение термином «самшура», «шамшура» различных других типов головных уборов. Так, например, в Онежском уезде Архангельской губ. сдериха, сдеришка, того же покроя, что в Каргополыцине, носила название «шамшура», а в ряде мест Архангельской, Вологодской, Вятской, Пермской губерний «шашмурой», или «шам- шурой», называли повойник-кокошник, который обычно имел другое название — моршень. Надо полагать, что местами головной убор самшура был вытеснен другими головными уборами, типично русскими, на которые и был перенесен этот термин.
Повойники, сборники, чепцы у восточных славян
Повойник-сборник — мягкий головной убор, сшитый в виде чепца или шапочки, облегающей голову, известен всем восточным славянам под различными названиями: повой, повдец, повойник, волоснйк, сборник, чепчик, чепец, чехол, чёхлик, чехлушка, шлык, шлычёк, колпак, чупйрник, полетушка (рус.); очіпок, чіпець, чепець (уіф.) і каптур (белор.). Термин «чепец» является общеславянским.
В русских письменных памятниках чепец впервые упоминается в XV в. Славянский термин «повой» встречается в Ипатьевской летописи (1158 г.), где рассказывается, как супруга князя Глеба раздала по монастырям золото «и все да и до повоя».
У великорусов различались две разновидности этого убора — повойник и сборник.
Повойник состоял из круглого или овального дна и околыша, концы которого не сшиты друг с другом, и к ним прикреплены завязки. Шили его из покупной, нередко тяжелой ткани (бархата и др.). На Севере, у поморов, овальное дно повойника украшали золотой вышивкой. Платок в свернутом виде повязывали по околышу так, что нарядная задняя часть этого головного убора оставалась открытой.
Сборник шили из более легкой материи — из ситца или другой хлопчатобумажной ткани, иногда из шелка. Характерная черта его — сборки спереди, идущие от очелья, и сзади, где он собран на вздержке.
Повойник и сборник вытеснили сороку и кокошник. Повойник появился раньше, чем сборник: последний в ряде селений стали носить лишь в конце XIX— начале XX в. Носили их обычно под платком.
Очипки украинок, кроме рассмотренных выше, приближающихся к ки- балкообразным головным уборам и двухгребенчатому кокошнику «седлом», имеют много разновидностей, среди которых есть близкие к русскому повойнику и сборнику. Очипок был основным головным убором1 замужних женщин в восточной и центральной частях Украины, где являлся, видимо, сравнительно старым головным убором, вошедшим в состав украинского национального костюма. Праздничные очипки шили из парчи или по ткани вышивали золотой нитью. Поверх очипка повязывали на- митку, называемую иногда склендячкою, или платок.
Такого же типа головной убор — чапец, чап, каптур, сшитый из домотканной или фабричной ткани и собранный на вздержке, носили и белоруски.
Колпаки
Следует упомянуть здесь о колпаках — большей частью вязаных конической формы, известных в очень немногих местах.
В. Броневский пишет, что донские казачки из небогатых семей носили «разноцветные колпачки», повязывая сверху торкачем (платком) Колпак казачек близко напоминает по форме (как и по названию) головной убор татарских женщин, от которых, повидимому, он был заимствован. Вязаный колпак носили украинские крестьянки в Черниговщине; в качестве девичьего убора — в Вологодской, Вятской и Воронежской губерниях.
Нами рассмотрены основные группы женских головных уборов у восточнославянских народов. Дальнейшая работа в этой области поможет учесть все их многообразие. Различные головные уборы, созданные народом в течение веков,— одни раньше, другие позднее,— в дальнейшем нередко соединялись, отдельные черты одних головных уборов переносились на другие. Так, например, мягкие головные уборы — повойник и сборник, приобретая твердую основу, сближались с кокошником; в сам- шуре имеются элементы рогатой кички, сороки или повойника; сборник (иногда под названием повойника) заменяет сороку — верхнюю часть в сложном головном уборе южных великорусок, и его носят с кичкой и позатыльником; повойник соединяется с бисерным позатыльником, характерным для сороки, и т. д.
Женские восточнославянские головные уборы — сороки, кокошники, очипки и другие — обильно украшались. Характерное украшение восточнославянской наметки, ширинки, хустки составляют прямолинейно-геометрические узоры, тканные или вышитые преимущественно красной нитью — бумажной, в некоторых случаях шерстяной и шелковой, иногда с дополнением ниток других цветов, выполненные разнообразными швами по счету нитей холста. Орнамент этого типа был известен славянам с глубокой древности. Кроме геометрических узоров, встречаются сложные фигурные изображения — например, на великоустюжских косынках. Один из основных мотивов браных узоров этих косынок — фигура всадника или всадницы на коне или на двухголовом животном — восходит, видимо, еще к языческой древности, как и узоры на других головных уборах. Узоры на сороках, кроме геометрических фигур, изображают птиц и животных, иногда и человека; встречаются мотивы лебедей, обращенных друг к другу, коньков или птиц, расположенных по бокам дерева, и др. Наибольшее развитие этот орнамент получил у великорусов.
Вышивка кокошников, очипков, бумажных и шелковых головных платков имеет много общих черт как по технике, так и по характеру растительного орнамента (выполненного преимущественно гладью мишурной золотой ниткой, канителью и т. п.). Этот орнамент менее древен, чем описанный выше.
Шапки
Шапка в женском народном костюме восточных славян не имела такого значения, как в мужском, даже для защиты от холода. Из названий «шапка», «каптур», «колпак», «чебак», «малахай» — последние три восточного происхождения. Сравнивая их с чисто славянскими названиями других женских головных уборов, можно прийти к заключению о сравнительно меньшей древности шапок в качестве женских уборов.
Путешественники, посетившие Московию в XVI—XVII вв., все же рассказывают о шапках, которые носили девушки и замужние женщины, и изображают на гравюрах девушек из «простого» народа в низких широких меховых шапках и боярышень в горлатных высоких шапках, подобных мужским. На боярынях изображен каптур — шапка с наушниками и лопастью, закрывавшей шею. Верх такой шапки обычно покрывался дорогой тканью, низ подбивался собольим мехом, и вся она нередко украшалась жемчугом. На миниатюрах XVII в., которыми иллюстрированы рукописи библейского содержания, изображены костюмы того времени, в частности горлатые шапки; имеется изображение шапки с наушниками и меховой опушком.
Женские шапки, по этнографическим данным XIX в., имели распространение главным образом на Севере в качестве зимних головных уборов. Это чебак — шапка из оленьего меха с наушниками и хвостом, спущенным сзади; верх и боковые части шапки покрывали материей.
Близок к ней треух, сшитый из материи и опушенный мехом, который носили поверх сороки и платка.
Была известна своеобразная женская шапка с меховой отделкой — кораблик. По рисункам Ригельмана кораблик — головной убор дворянок и мещанок на Украине в XVIII в. В литературе имеются упоминания о «корабликах»,которые носили также богатые крестьянки Архангельской губ. в середине XIX века Кораблики иа сукна с бархатными отворотами носили в Харьковской и Воронежской губерниях еще в конце XIX — начале XX в. .
Рассмотренные девичьи и женские головные уборы позволяют представить себе лишь в общих чертах все их многообразие у восточных славян и те особенности, которыми отличаются головные уборы русских, украинок и белорусок. Нельзя не отметить славянское происхождение богатой терминологии большинства головных уборов, значительная часть которой уводит в глубокую древность.
Девичьи головные уборы довольно однотипны у всех восточнославянских народов (состоят из обруча или мягкой перевязки), но различаются: множеством черт, составляющих специфику отдельных групп.
Так, например, венки из цветов наибольшее развитие получили у украинок, затем у белорусок; узорчатые венцы с прорезью — коруна, рефедь и другие — у северных великорусок; венки с украшениями из крашеных перьев характерны для южных великорусок, а металлическое чильце, имевшее в XIX в. локальное распространение,— для некоторых групп украинцев.
Среди головных уборов замужних женщин, которые более разнообразны по своему устройству, чем девичьи, выделяется как древний и общеславянский головной убор — наметка, убрус с основой из обруча, (кибалки, хомовки). По данным XIX в., он составлял типичный убор. белорусок, украинок и лишь частично имелся у русских.
У русских были созданы другие уборы, ставшие наиболее для них типичными,— кичкообразные и кокошники.
Элементы этих уборов могли зародиться в глубокой древности, но получили развитие и распространение в период формирования великорусской народности; кичкообразные уборы были наиболее распространены на юге, а кокошники на севере.
Среди кокошников выделяются две группы: собственно кокошник — цельный головной убор на твердой основе И КОКОШНИК, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ' мягкой частью составного убора, как и сорока.
Собственно-кокошник в виде богато украшенного, нарядного убора на твердой основе в XV—XVII вв. был связан с бытом горожан. Возник он из древних составных кичкообразных головных уборов в их местных народных формах.
Самшура имела локальное распространение на северо-востоке Европейской России, и одна из разновидностей ее, собственно самшура с твердым дном, близка к убору коми-пермяков и коми-зырян. Сам- шура-кичка более напоминает русские кичкообразные головные уборы, составляя комплекс: кичка (самшура), кокошник, позатыльник.
Мягкие головные уборы — типа чепца, повойника, сборника, — видимо, распространились позднее, чем полотенчатые и кичкообразные, и затем в свою очередь были вытеснены платком.
Шапка как женский головной убор для восточных славян не характерна.
Текст взят здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий